РУССКИЕ ГАЛЕРЕИ
классика современного искусства

Лев
Овчинников


ЖИВОПИСЬ
портреты
сюжеты
пейзажи

ГРАФИКА

миниатюра
рисунок и эскиз
сказка и мифология
акварель и пастель
обнаженная натура

СКУЛЬПТУРА И ДПИ
О ХУДОЖНИКЕ
ФОТОАЛЬБОМ

мастер и мастерская
музеи и выставки

ПУБЛИКАЦИИ
библиография
книги
статьи и эссе
интервью
стихи

КОНТАКТЫ


ПУБЛИКАЦИИ

Автопортрет. 1989 — 91 гг. Холст, масло, 97 х 87. Санкт-Петербург. Собрание автора

Лев Овчинников

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР

Удивительный мир окружал человека на моей родине (Городецкий район, Горьковской области) — от детской колыбели, игрушки, убранства жилья до пряников — все было украшено резьбой или знаменитой городецкой живописью. Ярмарки с рядами саней, уставленных расписными торбами, грудами свистулек и ярко раскрашенных деревянных игрушек. Балаганы с ряжеными, фантастически расписанные декорации фотоателье, фокусники и бродячие музыканты с гармонями и шарманками. Праздники и гулянья сопровождались  народными песнями, которые живут во мне и поныне. Мы, дети, украшали свои принадлежности для игр: «чижика», «лапту», «городки», свирели, бумажных змеев; нарезали и раскрашивали с большим усердием, соревнуясь между собой.

Переселенцы, в XVII веке во время раскола церкви, свезли в район Городца прекрасные образцы древнерусского искусства: иконы, колокола, книги. Все эти вещи ревностно охранялись от влияния времени до 20-х годов. Но, к большому сожалению, были почти полностью уничтожены в тридцатые годы нашего столетия. Также был уничтожен, взорван городецкий монастырь с двумя храмами, где постригался в монахи и скончался Александр Невский. Можно предположить, какие художественные ценности культуры погибли в развалинах.

Трудно теперь представить тот далекий мир по отдельным предметам, сохранившимся только в музеях, но это не мешает видеть в них художественное достояние национальной и мировой культуры.

Мой отец, Овчинников Авксентий Андреевич, агроном по образованию, хорошо пел, играл на скрипке, рисовал; обладал хорошим вкусом. В поездки по району брал нас, детей, с собой, знакомил с художественными промыслами тех мест. Тогда у меня зародилось особое уважение к художникам, я их боготворил.

В 1935 году наша семья переселилась в город Горький. Здесь мой старший товарищ Паша Калачев, студент художественного училища, познакомил меня с основами профессионального искусства. В первые дни Великой Отечественной войны Паша ушел добровольцем на фронт, оставив мне ящик с красками. Ушел и не вернулся... Война переиначила судьбы. С 1944 года по 1950 я работал на судах дальнего плавания. Быстрая смена впечатлений и событий (Швеция, Норвегия, Египет, Япония и Арктика, Цейлон, Сингапур, Албания и Франция), несомненно, обогатили меня и помогли увидеть по-новому прошлое, настоящее и определить будущее: не рисовать и не писать я уже не мог. Встал вопрос о смене профессии. Поступал в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, не попал, страшно огорчился, но работать стал ещё больше.

В 1953 году участвовал первый раз в профессиональной выставке. Первое удовлетворение и первое огорчение. Увидев свою работу в окружении произведений других художников, я понял, что предстоит еще бoльший труд.

В 1955 году защитил дипломную работу эскизом к картине «Г. Я. Седов»*) в Ленинградском художественном училище (ныне училище им. В. И. Серова).

Хорошей школой послужили мне поездки в дома творчества: «Старая Ладога», «Горячий ключ», «Паланга», Академическая дача, где тесное товарищеское общение с художниками разных направлений и национальностей расширяло мой кругозор и обогащало язык изобразительных форм.

Семилетнее плавание также оставило свой след, сказалось даже в выборе тем в творчестве. Меня и сейчас тянет к морю, путешествиям. Я много езжу. Теперь ненадолго. Раньше странствовал по полгода.

Поездки на Крайний Север, остров Вайгач, по рекам Пинеге, Мезени и Онеге, на Белое море, в Ферапонтово, Карелию, Новгородскую область оживляли в памяти образы далекого детства. Старики северных деревень бережно хранили до последних дней нажитую веками культуру предков, не находящую преемников. На Мезени, около перестраивающегося дома, был выброшен «хлам на сжигание», как объяснил молодой хозяин. Там лежали предметы с удивительным, еще не прочитанным древним мезенским орнаментом, некоторые из них были уникальными произведениями высокохудожественного народного творчества.

Впечатления детских лет, подкрепленные многочисленными материалами, собранными в поездках, определили изобразительную форму и тематику моих работ.

С расширением круга тем у меня появилась потребность в использовании различных видов изобразительного искусства: графики (офорт, линогравюра, сухая игла, обрезная гравюра, монотипия, рисунок, акварель), живописи, скульптуры (резьба по дереву, глиняная игрушка, кованое железо).

Результат поездок — серия гравюр «Рыбаки», «Северная деревня», ряд живописных работ: «Дом», «Берег», «Белая ночь», «Утро», «Сени», «Амбар», «Обетный крест», натюрморт с донцем прялки, натюрморт с иконой, «Док», «Либавский порт», «Наводнение» и другие произведения, представленные на выставке.

Постоянная работа над обнаженной моделью открыла мне мир пластики. На выставке представлены серии обнаженных, исполненные в живописи и графике (офорт, сухая игла, линогравюра, рисунок).

Тема сказки благодатна в своих возможностях гротеска, пластики, локального цвета. Более тридцати народных сказок выполнено мною в технике цветной линогравюры.

Знание традиций разных школ и направлений не мешают мне следовать основам, подсознательно усвоенным мною еще в детском возрасте из древней живописи и народного искусства.

Принципы эти — гротеск, условность, гиперболичность исключают пространственную иллюзорность; произведение при этом является не повторением, а дополнением, обогащением природы индивидуальностью художника.

С 1960 года постоянно участвую в художественных выставках с живописными и графическими работами, а на небольшой персональной выставке в 1968 году были представлены также скульптура и резьба по дереву.

Я благодарен судьбе за знакомство и творческое общение с замечательными художниками — Александром Владимировичем Шмидтом, Вячеславом Францевичем Загонеком, Александром Семеновичем Ведерниковым, Александром Николаевичем Самохваловым, Борисом Николаевичем Ермолаевым, Анатолием Львовичем Капланом, Андрианом Владимировичем Каплуном. Их особая честность, необычайная скромность, самоотверженность и философское отношение к житейским невзгодам явились для меня примером и утвердили мое отношение к жизни и искусству. Знакомство это и годы благодатного труда всегда были для меня праздником.

Лев Овчинников, 1991 год

*) Картина была подарена Дирекцией выставок Горному институту, но при востребовании на выставку мне ее не нашли.


Воспоминание (Тройка). 2002 — 2003 гг. Холст, масло, 95 х 115. Санкт-Петербург. Собрание автора

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЛЬВА ОЧИННИКОВА, ЗАПИСАННЫХ ХУДОЖНИКОМ В ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИ

Чем ближе к концу, тем яснее в памяти начало. Вот одно из самых ранних моих воспоминаний. Мы: отец, мать, брат Володя и я, — едем в кибитке, скользящей по заснеженным полям и лесам Заволжья. Отец — агроном Городецкого района Нижегородской области, он часто берет нас с собой в поездки по деревням. Брату Володе три годика, а мне уже пятый. Мы сидим внутри, под тулупом, прижимаясь к теплой груди матери; отец с кучером на облучке. Звенят бубенцы, лошади пофыркивают и мягко стучат копытами по укатанному снегу дороги. Снаружи глухо доносятся голоса мужчин. Нам тепло, укачивает, проваливаемся в сон. И вдруг просыпаемся: темно, кибитка стоит, мы сбились с пути. Лошади по колено увязли в сугробе. Нас вытаскивают наружу поразмяться, а отец и кучер принимаются ходить вокруг упряжки, пытаясь шестами нащупать дорогу. Сбоку, у темной стены леса, появляются как будто огоньки-звездочки. «Это волки», — объясняет мне отец. Нас закидывают обратно в кибитку, отец хватает ружье, мать зажимает мне и брату уши, слышны два оглушительных выстрела. Кучер с трудом удерживает лошадей. Еще выстрел. Потом все успокаивается, лошадей выводят на дорогу, и мы снова засыпаем, прижавшись к матери. А когда просыпаемся, уже утро. Слышен лай собак и тянет дымком, приехали в деревню. Нас вводят в избу; из угла с иконы смотрят глаза, мерцающие от огня лампадки, пахнет молоком, хлебом, деревом...

Своеобразный, удивительный мир Заволжья просуществовал до начала 30-х годов прошлого века. От Нижнего Новгорода до Вятки леса и топкие болота уходили далеко на Восток, к Уралу. Дорог не было. Сюда, на Керженец, во времена Раскола бежали староверы, унося с собой древние рукописные книги, иконы, церковную утварь и старинные церковные распевы, здесь находили они убежище от преследований. И здесь создалась удивительная культура. Бревенчатые дома строились на века, и каждый был украшен затейливой резьбой. Любой предмет быта, кроме утилитарного, нес эстетическое назначение. В каждом доме занимались ремеслами, точили ложки, игрушки, изготавливали и расписывали сани, прялки, вышивали узоры на женской одежде, расписывали мебель. Каждая изба была своего рода музеем. С рождения, буквально с колыбели, ребенок попадал в сказочный мир, населенный персонажами русского фольклора и диковинными зверями; этот мир исподволь входил в сознание ребенка.

Гордостью каждого жителя Заволжья был конь. Хозяин выглаживал, вычесывал, холил его, украшал сбрую. Конь был знаком общественного положения крестьянина. У отца было две лошади: серая в яблоках и соловая, у обеих сбруя вся в бляшках; были бричка, тарантас, сани.

Вот в таком чудесном мире, которого больше нет, суждено мне было родиться...

Лев Овчинников. 2003 год


СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ХУДОЖНИКЕ

КНИГИ

Лев Авксентьевич Овчинников
АЛЬБОМ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ

Лев Мочалов
А СОЛНЦЕ-ТО ВСЕ ЕЩЕ ВОСХОДИТ...
THE SUN IS STILL RISING

СТАТЬИ, ЭССЕ, СТИХИ

Лев Овчинников. Воспоминания
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
ВОСПОМИНАНИЯ

Русские галереи и Сергей Масалович об Овчинникове
ОБЪЯТЬ СОТВОРЕННОЕ!
СКАЗКИ С НЕ СОГНУТЫМИ НОГАМИ
О ЗОЛОТЫХ ЗЕРНАХ ИСКУССТВА И КЛЕВЕ ЖАРЕНЫХ ПЕТУХОВ

Владимир Лапин об Овчинникове
АНОНС ВЫСТАВКИ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Лариса Сидоровская об Овчинникове
НА ВЫСТАВКЕ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Г. Флерова об Овчинникове
СКАЗКИ В ГРАВЮРАХ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Валерий Исаченко об Овчинникове
ЛЕВ ОВЧИННИКОВ
LEV OVCHINNIKOV
МАТУШКА РУСЬ. К ВЫСТАВКЕ НА ОХТЕ

Алексей Шиндин об Овчинникове
ХУДОЖНИКУ В РОССИИ СТОИТ ЖИТЬ ДОЛГО

Римма Князюк об Овчинникове
К ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ НЕКРАСОВА
МАТУШКА РУСЬ
ПРОЩАЯСЬ С ХУДОЖНИКОМ

Николай Благодатов об Овчинникове
ИСТИННО НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Лидия Кузнецова об Овчинникове
ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА ЛЬВА АВКСЕНТЬЕВИЧА ОВЧИННИКОВА...
ИДТИ С КОТОМКОЙ ЗА ПЛЕЧАМИ
СЛАВЯНСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Лев Дутов об Овчинникове
К РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ ВЫСТАВКЕ В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ

Лев Мочалов об Овчинникове
ПОСТСКРИПТУМ

ИНТЕРВЬЮ

Зоя Овчинникова о Льве Овчинникове.
К НАРОДНОМУ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ИНТЕРНЕТ

Лев Овчинников. Классика современного искусства. «Русские галереи».
Более 250 работ. Статьи, интервью.
www.artgalleries.ru

Галерея мастеров современного искусства на портале Козьма.Ру.
Более 100 работ.
www.kozma.ru

Галерея «Арт-Петербург».
Первая веб-публикация художественных произведений. 2003 год.
www.artpetersburg.ru

ДИСКОГРАФИЯ

Медиа CD-альбом. Лев Овчинников. Классика современного искусства.
«Русские галереи». Более 250 работ. Cтатьи, фотопубликации, интервью.

Copyright © 2009 — 2010

продолжить >>