РУССКИЕ ГАЛЕРЕИ
классика современного искусства

Лев
Овчинников


ЖИВОПИСЬ
портреты
сюжеты
пейзажи

ГРАФИКА

миниатюра
рисунок и эскиз
сказка и мифология
акварель и пастель
обнаженная натура

СКУЛЬПТУРА И ДПИ
О ХУДОЖНИКЕ
ФОТОАЛЬБОМ

мастер и мастерская
музеи и выставки

ПУБЛИКАЦИИ
библиография
книги
статьи и эссе
интервью
стихи

КОНТАКТЫ


ПУБЛИКАЦИИ

Последний снимок. 2003 г. Санкт-Петербург. Фото Филиппа Красовского

Сергей Масалович

РУССКИЕ ГАЛЕРЕИ О ЛЬВЕ ОВЧИННИКОВЕ

ОБЪЯТЬ СОТВОРЕННОЕ!

Работы художника, размещенные в интернет-галерее, едва ли составят сотую часть его творческого наследия, но дают представление о масштабе этой уникальной в истории изобразительного искусства личности.

Когда пытаешься объять сотворенное художником Львом Овчинниковым и лбом упираешься в известный постулат Козьмы Пруткова: необъятного обнять нельзя! — возникает удивление: как это самое необъятное могло быть принесено к нам всего лишь двумя руками и как все это жанровое и стиливое необъятие мог создать всего лишь один человек?! Как будто в его теле жил не один и даже не два-три художника, а целая бригада мастеров, каждый из коих постиг совершенство, к которому обычно художник стремится всю жизнь, если еще удастся найти этот единственный маяк локального пути. Много ли известно за миллион лет бытия человеческой культуры столь многогранных богатырей древнего искусства. На моей памяти до Льва лишь двое: Пабло да Неизвестный художник. Не в пример последнему — титану, за тысячелетия от пещерного бизонного портретизма до крепостнически-дворцового жанра утопшему в эклектике, — Лев целен во всех ипостасях, ибо в основе его творений не столько грунта, сколько забвенных нами истин традиции русской старины, им прочтенных и ясно растолкованных имащему очи современнику, тебе, зрец, и мне, Сергию-писарю, но сейчас тоже зрителю.

П. С. Если из реального в голубого, розового, кубического Пикассо испанец менялся с годами, в нашем Льве уживалось все сразу: уставал резчик — брал грифель рисовальщик, улетел медитатор за раму — холст обуял экспрессионист, а кисть, обнажавшую грешную натуру, отмывал иконописец в человеческих образах.

Считающий мальчик. 1965 г. Обрезная гравюра, 86 х 22. Санкт-Петербург. Собрание автора

КРАСКИ ХУДОЖНИКА

Краски художника наделены чудо-силой его сказочных героев, работы живут, меняя цвет по ходу солнца вокруг мастерской, как мальчик с черной гравюры, на закате покрываемый золотом.

Энциклопедия «Шпаргалка Эрудита», 2004

СКАЗКИ С НЕСОГНУТЫМИ НОГАМИ

— Подогни ноги Емеле, так не скачут, — рекли мастеру на худсовете эпохи соцреализма.
— На Коньке-горбунке скачут! Не подогну.
— Есть захочешь — подогнешь!..

Однако гравюрная серия «Сказки» вышла общим открыточным тиражом 1,6 млн. экз. с не согнутыми ногами и Емели, и графика Овчинникова.

Конек Горбунок. Русские сказки. 1965 г. Линогравюра, 38,5 х 33. Санкт-Петербург. Собрание автора

ЖИЗНЬ С НЕСОГНУТЫМИ НОГАМИ

Подгибай ноги, если хочешь, чтобы тебя «повесили», а иначе — «зарежут». Лишь немногим художникам 20 века удалось избежать этой альтернативы в России.

Льва Овчинникова привел в искусство случай, привел уже сложившейся и зрелой личностью. Моряк, обошедший за семь лет еще на закате сталинской эпохи мир вдоль и поперек — от Арктики до Цейлона, от Франции до Японии, — был списан на год, официально — «за хулиганство», на самом деле, за защиту достоинства. Этот год и решил его судьбу, а искусству дал будущего создателя уникальной полувековой графической эпопеи. Творческий соратник Бориса Ермолаева, Александра Ведерникова, Александра Самохвалова, Анатолия Каплана, Андриана Каплуна аккумулировал и развил искания своих коллег и наставников, создав свой, беспримерный по широте, путь в русском искусстве. Живописные полотна, деревянные, кованые, глиняные формы и графические листы, выполненные во множестве его самобытных техник, вместе с толстыми альбомами и записными книжками путевых зарисовок от Крайнего Севера до Средней Азии — визуальная энциклопедия России второй половины 20 века.

2004

Парни. 1967 г. Линогравюра, 51 х 76. Санкт-Петербург. Собрание автора

О ЗОЛОТЫХ ЗЕРНАХ ИСКУССТВА
И КЛЕВЕ ЖАРЕНЫХ ПЕТУХОВ

Эти петухи на черной гравюре Льва Овчинникова с парнями вместе с ними же были зарублены аккурат к 50-летию Октября в 1967 году. Лидер тогдашнего художественного союза знаменитый скульптор Михаил Аникушин 30 лет спустя, за месяцы до смерти, нашел силы извиниться перед мастером. Сейчас может показаться смехотворной причина запрета: петух — символ огня, поджога и восстания в компании здоровых деревенских парней, мощно идущих явно не с поздравлениями родимой партии, но не все так просто. Если осторожный Аникушин иногда решался показать фигу в кармане обласкавшей его власти — медленно проезжавшему по Московскому проспекту Ленинграда-Петербурга в сторону столицы с определенного ракурса виделось, что показывает его бронзовый Ильич народу, который на это самое и напоролся (впрочем, возможно, скульптор банально проглядел в модели эротический феномен этого ракурса), — Лев просто не тратил времени на изваяния вождей с их временными постаментами. Другое дело, мужик с петухом — он вечен, как вечно искусство, визуализирующее его таким, каков он есть, пусть даже под запретом. Где та партия, которая его запрещала?.. Правильно! А мужик с петухом, вот он, гляди с гравюры, пугая партейцев новой дегенерации. Пока только глядит, основательный и простой, как двери, а когда нужно будет, выйдет из картины вместе с петухом, достанет спички из кармана и даст прикурить, кому надо... и снова гармошку возьмет, до следующей революции...

Последние полтора десятка лет жизни Лев почти не выставлялся, — зная свое место в русском искусстве, классик не тратил оставшиеся годы на закартинную суету и возню с около культурными чиновниками, чтобы успеть сделать и оставить людям как можно больше прекрасного. Однако, незадолго до смерти он пришел в одну из крупнейших сокровищниц искусства с предложением о своей выставке, на что получил, как он потом рассказывал, примерно такой оптимистичный для вечности и ее творцов ответ: много вас, мол, тут живых вешать, помрешь, тогда и приходи. Уважаемые хранители музейных ценностей, русской культуры и искусства, умер классик! Больше ничего не напишет, не изваяет, а все созданное им великолепие оставил здесь на грешной земле для живущих. Если есть желание показать народу наследие последнего корифея русского искусства 20 века, такая возможность еще есть, пока эта кладезь прекрасного хранится в авторском собрании и его шедевры еще не надо собирать со всего мира по крупицам, как это, увы, случалось с работами других мастеров.

6. 8. 2004

Альбом живописи и графики. 93 репродукции со статьями Л. Овчинникова и Н. Благодатова. Санкт-Петербург. 2003 г.

В 2003 году вдова и муза художника Зоя Овчинникова издала альбом живописи и графики Льва Овчинникова и готовит к печати еще одну книгу мастера. В июне 2005 Зоя Овчинникова и их сын Лев на художественной выставке в музее-квартире Ф. М. Достоевского представили сказочную и философскую графику Льва Овчинникова, где ему было присвоено звание всенародного художника Интернета в рамках авангардистского культурного проекта Клуба Чугунного Козьмы. Искусство мастера и после его смерти продолжает жить, радовать поклонников его таланта и завоевывать умы и сердца новых любителей истинного искусства.

Июнь 2006

 

Сергей Масалович,
художник, композитор, писатель,
создатель медиа-проекта «Русские галереи»,
интернет-галерей «Арт-Петербург» и «Экспозиции Чугунного Козьмы»,
генеральный директор Союза Искусств Санкт-Петербурга.



СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ХУДОЖНИКЕ

КНИГИ

Лев Авксентьевич Овчинников
АЛЬБОМ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ

Лев Мочалов
А СОЛНЦЕ-ТО ВСЕ ЕЩЕ ВОСХОДИТ...
THE SUN IS STILL RISING

СТАТЬИ, ЭССЕ, СТИХИ

Лев Овчинников. Воспоминания
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
ВОСПОМИНАНИЯ

Русские галереи и Сергей Масалович об Овчинникове
ОБЪЯТЬ СОТВОРЕННОЕ!
СКАЗКИ С НЕ СОГНУТЫМИ НОГАМИ
О ЗОЛОТЫХ ЗЕРНАХ ИСКУССТВА И КЛЕВЕ ЖАРЕНЫХ ПЕТУХОВ

Владимир Лапин об Овчинникове
АНОНС ВЫСТАВКИ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Лариса Сидоровская об Овчинникове
НА ВЫСТАВКЕ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Г. Флерова об Овчинникове
СКАЗКИ В ГРАВЮРАХ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Валерий Исаченко об Овчинникове
ЛЕВ ОВЧИННИКОВ
LEV OVCHINNIKOV
МАТУШКА РУСЬ. К ВЫСТАВКЕ НА ОХТЕ

Алексей Шиндин об Овчинникове
ХУДОЖНИКУ В РОССИИ СТОИТ ЖИТЬ ДОЛГО

Римма Князюк об Овчинникове
К ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ НЕКРАСОВА
МАТУШКА РУСЬ
ПРОЩАЯСЬ С ХУДОЖНИКОМ

Николай Благодатов об Овчинникове
ИСТИННО НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Лидия Кузнецова об Овчинникове
ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА ЛЬВА АВКСЕНТЬЕВИЧА ОВЧИННИКОВА...
ИДТИ С КОТОМКОЙ ЗА ПЛЕЧАМИ
СЛАВЯНСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Лев Дутов об Овчинникове
К РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ ВЫСТАВКЕ В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ

Лев Мочалов об Овчинникове
ПОСТСКРИПТУМ

ИНТЕРВЬЮ

Зоя Овчинникова о Льве Овчинникове.
К НАРОДНОМУ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ИНТЕРНЕТ

Лев Овчинников. Классика современного искусства. «Русские галереи».
Более 250 работ. Статьи, интервью.
www.artgalleries.ru

Галерея мастеров современного искусства на портале Козьма.Ру.
Более 100 работ.
www.kozma.ru

Галерея «Арт-Петербург».
Первая веб-публикация художественных произведений. 2003 год.
www.artpetersburg.ru

ДИСКОГРАФИЯ

Медиа CD-альбом. Лев Овчинников. Классика современного искусства.
«Русские галереи». Более 250 работ. Cтатьи, фотопубликации, интервью.

Copyright © 2009 — 2010

продолжить >>