РУССКИЕ ГАЛЕРЕИ
классика современного искусства

Лев
Овчинников


ЖИВОПИСЬ
портреты
сюжеты
пейзажи

ГРАФИКА

миниатюра
рисунок и эскиз
сказка и мифология
акварель и пастель
обнаженная натура

СКУЛЬПТУРА И ДПИ
О ХУДОЖНИКЕ
ФОТОАЛЬБОМ

мастер и мастерская
музеи и выставки

ПУБЛИКАЦИИ
библиография
книги
статьи и эссе
интервью
стихи

КОНТАКТЫ


ПУБЛИКАЦИИ

Николай Благодатов Портрет коллекционера Николая Благодатова. 1987 — 88 гг. Холст, масло, 102 х 79,5. Санкт-Петербург. Собрание автора

Николай Благодатов

ИСТИННО НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Каждый Новый год Лева оделял друзей подарком-гравюрой с изображением «животного года». Для православного человека забава a la восток. Но он так выливал, выстраивал образ, что не виртуозная анималистика поражала, а сакральность, дремучее язычество, выглядывающее сквозь изысканный европейский художественный наряд. В этих кратковременных поделках «по случаю» как в капле отражалась и емкость, и многозначность, и тонкость петербургского художника Льва Авксентьевича Овчинникова, корнями своими связанного с глубинной Русью. Связанного не формально, но всей сутью, образом мыслей и чувств. Свободно, широко, «по-столичному» ориентируясь в жизни и искусстве, он сохранил в себе многие народные устои, эпическую прапамять всех эпох, до язычества. Отраженная в творчестве с искренностью наива, с мастерством академика, эта напряженная духовная жизнь явила искусство одновременно сложное и простое, традиционное и оригинальное. И каждый зритель доходит до доступного по трудам его уровня.

Художника судят по картинам на выставках, по репродукциям в альбомах, по словам специалистов, но существенно дополняет складывающийся образ общение с ним, или воспоминания об этом общении, а также знакомство со «средой обитания» его таланта, с мастерской, или также о ней воспоминания.

Мастерская Льва Авксентьевича очень помогает понять основы его ясного, на первый взгляд, но сложного и тонкого творчества. За травяным чаем, на кухне, уставленной предметами народного быта этот седобородый русский богатырь (такое он почему-то производил на меня впечатление) своим ласковым, тихим, чуть заикающимся голосом рассказывал удивительные истории из истории искусства (он знавал многих историчных личностей) или из области своих путешествий по России. Путешествиями это, как я понял, называть неправильно — скорее, паломничество по Северной Руси. Бывал он в страшной глухомани и случаи иногда рассказывал такие, что страшно становилось. Впечатления у него были самые разные — от благостно-молитвенного восторга до ужаса перед следами былых бесчинств, от юмористических ситуаций до возмущения бездумным разорением края. Наслушавшись, опять оглядываешься. Да, конечно, картины. От пола до потолка волнующим колоритным ковром, но и предметы народного рукоделия, и рабочий инструмент, как у основательного мастерового человека — что-то от старинного русского уклада в центре Петербурга. Причем это не экзотика, не лапти среди хрусталей, а настоящее, нутряное, как и его искусство.

Постепенно живые воспоминания затеняются поэтической дымкой, слова, как обычно, их деформируют, повинуясь «грамматике», но, может быть, что-то в них задержит внимание на той или иной репродукции замечательного художника Льва Овчинникова.

Николай Благодатов


Обнаженная (думающая). 1967 г. Сложная техника, 60 х 44. Санкт-Петербург. Собрание автора

***

Искусство Льва Овчинникова не слишком известно публике. В оживлённых борениях последних лет тихая музыка его живописи слышна не всем и не сразу. Однако чуткой душе прикосновение к его работам может дать много пищи для сопереживания.

Это художник самостоятельный, со своей устойчивой тематикой и определённой стилистикой. Искусствоведы могут найти следы влияний, «вложить автора в ячейку», ориентированную во времени и пространстве, но для беседы с душой мастера зрителю, наверное, важнее остаться с ним наедине. Тогда возникнут волнение и интерес к внутреннему миру художника.

Например, вызовет сопереживание его очень личная боль по уходящему духу и укладу Русского Севера — этой очаровательной страны. Состояние хрупкой неустойчивости передаётся в картинах на эту тему с поразительной контрастностью. Призрачный свет, ломкий рисунок, а главное, какой-то ирреальный цвет придают работам оттенок видения тревожного и притягивающего. Реальность пейзажа и населяющих его людей кажется мнимой, готовой исчезнуть, как в действительности разрушаются и исчезают эти часовенки, кресты, деревни, погосты и последние носители этого северного света — старики и старухи.

Есть у Овчинникова работы, посвящённые местам ещё более отдалённым, связанным с трагедией прошлого. Пейзажи без каких-либо драматических реалий, без неэстетического нажима на восприятие. Но вся атмосфера «края земли» передана в них с пугающей ощутимостью. Исходив такие уголки и прилепившись к ним душой, художник прозрел гораздо больше, чем увидели его глаза. Потому в работах, наряду с передачей конкретного места или сцены, столь велика степень обобщения.

Очень важной темой Овчинникова является обнажённая женская натура. Трактуется эта традиционная тема с характерной для художника тонкостью и изысканностью чувств. Часть произведений деликатностью цвета сродни выцветающим гобеленам, но есть работы, где сквозит почти языческое преклонение перед натурой, и здесь она приобретает значительность символа.

Хочется особо отметить эту склонность автора к символизму, явных признаков которого почти нет, однако цветовой настрой, отношение к свету и самый дух работ позволяет усмотреть в них таковое качество. Им в меньшей степени обладают портреты, где основной задачей является создание всем настроем холста психологического образа портретируемого. В данном жанре художник наиболее традиционен. Известен же Овчинников преимущественно как график. И дело не только в «оперативности» графики; здесь он более ярок, прост, его графика воспринимается легко. Это, разумеется, не значит, что она сразу прочитывается до конца, но начинает работать непосредственно и немедленно. В живопись же его надо «вчувствоваться». Она как бы несмело уклоняется от близкого знакомства, старается остаться ненавязчивой, но зрителю, преодолевшему её робость, станет доступно общение с чистой и тонкой душой художника.

Н. Благодатов, апрель 2003 года


СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ О ХУДОЖНИКЕ

КНИГИ

Лев Авксентьевич Овчинников
АЛЬБОМ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ

Лев Мочалов
А СОЛНЦЕ-ТО ВСЕ ЕЩЕ ВОСХОДИТ...
THE SUN IS STILL RISING

СТАТЬИ, ЭССЕ, СТИХИ

Лев Овчинников. Воспоминания
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР
ВОСПОМИНАНИЯ

Русские галереи и Сергей Масалович об Овчинникове
ОБЪЯТЬ СОТВОРЕННОЕ!
СКАЗКИ С НЕ СОГНУТЫМИ НОГАМИ
О ЗОЛОТЫХ ЗЕРНАХ ИСКУССТВА И КЛЕВЕ ЖАРЕНЫХ ПЕТУХОВ

Владимир Лапин об Овчинникове
АНОНС ВЫСТАВКИ
ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Лариса Сидоровская об Овчинникове
НА ВЫСТАВКЕ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Г. Флерова об Овчинникове
СКАЗКИ В ГРАВЮРАХ ЛЬВА ОВЧИННИКОВА

Валерий Исаченко об Овчинникове
ЛЕВ ОВЧИННИКОВ
LEV OVCHINNIKOV
МАТУШКА РУСЬ. К ВЫСТАВКЕ НА ОХТЕ

Алексей Шиндин об Овчинникове
ХУДОЖНИКУ В РОССИИ СТОИТ ЖИТЬ ДОЛГО

Римма Князюк об Овчинникове
К ВЫСТАВКЕ В МУЗЕЕ НЕКРАСОВА
МАТУШКА РУСЬ
ПРОЩАЯСЬ С ХУДОЖНИКОМ

Николай Благодатов об Овчинникове
ИСТИННО НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК

Лидия Кузнецова об Овчинникове
ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА ЛЬВА АВКСЕНТЬЕВИЧА ОВЧИННИКОВА...
ИДТИ С КОТОМКОЙ ЗА ПЛЕЧАМИ
СЛАВЯНСКОЕ ЗАКЛИНАНИЕ

Лев Дутов об Овчинникове
К РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКОЙ ВЫСТАВКЕ В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ

Лев Мочалов об Овчинникове
ПОСТСКРИПТУМ

ИНТЕРВЬЮ

Зоя Овчинникова о Льве Овчинникове.
К НАРОДНОМУ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ИНТЕРНЕТ

Лев Овчинников. Классика современного искусства. «Русские галереи».
Более 250 работ. Статьи, интервью.
www.artgalleries.ru

Галерея мастеров современного искусства на портале Козьма.Ру.
Более 100 работ.
www.kozma.ru

Галерея «Арт-Петербург».
Первая веб-публикация художественных произведений. 2003 год.
www.artpetersburg.ru

ДИСКОГРАФИЯ

Медиа CD-альбом. Лев Овчинников. Классика современного искусства.
«Русские галереи». Более 250 работ. Cтатьи, фотопубликации, интервью.

Copyright © 2009 — 2010

продолжить >>